Для тренера важно подобрать «ключик» для побед и успехов своих воспитанников
Инструктор-методист челябинской ОДЮСШ, Мастер спорта СССР по греко-римской борьбе, судья Всероссийской категории Александр Щербаков считает себя детским наставником. Его стаж уже более 20 лет. Александр Владимирович о своей тренерской, спортивной карьере, опыте работы в образовательных организациях дополнительного образования, в системе детско-юношеском спорта.
- Детский тренер для ребенка, образно говоря, это, как второй отец. Если ты к ребенку относишься уважительно, с любовью и добротой, то он отвечает тем же. Лучше слушает, выполняет то, что ему говорит тренер. Конечно, когда спортсмен вырастает, поступает в вуз, выступает на региональном и всероссийском уровне, тогда, можно, и пожестче, куда построже. Здесь ты уже общаешься с человеком, который прошел обучение, подготовку, имеет определенные навыки, стремится к совершенствованию. Он все может адекватно воспринимать… Но с детьми, повторю, все по другому. По крайней мере, я так себе это представляю. Но в любом случае, дисциплина на первом месте. Тренировка начинается с построения, с расчета. Обязательно всегда следим, чтобы не было опозданий, пропусков. Если что-то подобное происходит, то всегда держу связь с родителями. Спрашиваю о причинах пропуска. Стараюсь держать все на контроле. Я считаю себя именно детским тренером. Хотя среди моих воспитанников есть и те, кто потом добился весомых успехов. Скажем, Иван Федченко, которого уже до уровня Мастера спорта России довел старший тренер сборной Челябинской области Валерий Александрович Кузнецов. Иван, как и многие наши выпускники школы продолжил заниматься в челябинской СШОР по спортивной борьбе имени Мошкина, - начинает наш разговор о своей тренерской, спортивной карьере, опыте работы в образовательных организациях дополнительного образования, в системе детско-юношеском спорта инструктор-методист челябинского Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «ОДЮСШ» Александр Владимирович Щербаков.
Действительно, методика, воспитание, организация и проведение тренировочного, образовательного процесса, подготовительный и соревновательный циклы, выступление на турнирах, функциональная и психологическая подготовка. Все это одни из составляющих работы тренеров-преподавателей, инструкторов-методистов спортивных школ.
ВАРНА – БОРЦОВСКИЕ ТРАДИЦИИ
- Родился я в Карталах. В начальной школе вместе с родителями переехали в Варну. Село, где греко-римская борьба является едва ли не главным видом спорта, - отмечает Александр Владимирович. - Мне, наверное, повезло, что уже со второго класса пришел в секцию к основателю школы борьбы в Варне Николаю Васильевичу Ловчикову. Еще в 1979 году он стал первым тренером-преподавателем отделения греко-римской борьбы в местной ДЮСШ. А сегодня спортивная школа Варны носит имя В.Н. Ловчикова, в поселке проводится традиционный межрегиональный турнир его памяти, - рассказывает Александр Владимирович.
- В Варне много борцов, которые после пошли на тренерскую работу - Канайкин Владимир Иванович, Халиуллин Рашид Галиханович, Даниэль Салаватович Халиуллин, Сапоненко Игорь Петрович, Фогельгезанг Юрий Владимирович, Муратов Василий Андреевич. Это едва ли не целые династии. Сам Николай Васильевич работал наставником в спортивной школе до 2003 года. Среди воспитанников школы победители и призеры первенств России, УрФО, мастера спорта России. Школа гордилась, и будет гордиться своими воспитанниками, и эти традиции продолжают те, кто в свое время обучался в спортивной школе, а сегодня работают здесь же и в отделении филиала областной ДЮСШ (в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» Нацпроекта «Образование»). Это Василий Муратов, Даниэль Халиуллин, Владимир Канайкин, Юрий Фогельгезанг. Я также закончил спортивную школу и больше 20 лет работал в Варне тренером-преподавателем. Недавно переехал в Челябинск, перешел на работу в ОДЮСШ, как говорят, по месту прописки.
В следующей публикации мы подробнее расскажем о работе тренеров-преподавателей ГБУДО "ОДЮСШ" в рамках программ дополнительного образования с группами продленного дня.