Размер шрифта:AAA
Цвет сайта:AAA
Не показывать изображения:

Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Областная детско-юношеская спортивная школа»

Тренер-преподаватель челябинской ОДЮСШ Сергей Васильевич Рожков: «Тренер в первую очередь - педагог, воспитатель»

Сергей Васильевич Рожков, мастер спорта СССР по греко-римской борьбе, тренер-преподаватель высшей категории, Почетный работник общего образования Российский Федерации уже больше 40 лет работает в областной ДЮСШ. Воспитал семь мастеров спорта, около трех десятков кандидатов в мастера спорта.

Один из самых известных и уважаемых наставников поделился опытом, рассказал о своей спортивной и тренерской карьере.

НА ПОСТРОЕНИИ ПОД СОТНЮ ЧЕЛОВЕК

Сергей Васильевич вспоминает, как в 12 лет пришел в секцию борьбы при клубе «Челябметаллургстрой» (здание СК «Метар-Спорт») к первому и единственному своему тренеру Василию Ивановичу Гончарову. Как сразу полтора десятка пацанов с их двора и микрорайона разом записались на борьбу.

– Тогда в спортивные школы, особенно в единоборства, ребята приходили лет с 12. Кто-то даже с 14-15 лет, даже после армии, – вспоминает Сергей Васильевич. – Тогда, помню, в зале на построении на третьем этаже «Метар-Спорта» в одной группе стояло под сотню человек. Со временем, конечно, народ отсеивался. Оставалось человек 30-40. Кто-то уходил в бокс – секция была на втором этаже, кто-то, наоборот, из бокса приходил на борьбу. Там еще тяжелая атлетика была. Вот три основных вида спорта. Сейчас в «Метар-Спорте» много различных видов спорта. В футбол, к примеру, берут лет с пяти. Этот фактор «занятости детей» влияет на численность набора и не только на отделение греко-римской борьбы. Но у тренеров есть свои подходы, свои «механизмы» и свои борцовские группы мы продолжаем, пусть и с некоторыми сложностями, но успешно комплектовать. Борьба всегда привлекала и будет привлекать и родителей и их детей.

ИЗ ИСТОРИИ

История развития греко-римской борьбы в Челябинской области неразрывно связанна с историей коллектива спортивного клуба «Челябметаллургстрой». Именно эти спортсмены, тренеры, инструкторы стояли у истоков классической (греко-римской) борьбы в Челябинске и Челябинской области.

В1987 году произошло объединение добровольных спортивных обществ Урожай, Труд, Спартак, Буревестник в единое Всесоюзное добровольное физкультурно-спортивное общество профсоюзов (ВДФСО профсоюзов председатель Анатолий Алексеевич Кабанец).

Школа СДЮШОР ДСО «Урожай» и ДЮСШ треста «Челябметаллургстрой» спортивный клуб «Строитель Урала» были объединены в СДЮШОР по классической борьбе, в школу влился коллектив тренеров-преподавателей со старшим тренером Гончаровым Василием Ивановичем, директором становится Мошкин Леонид Федорович.

ГЛАВНОЕ – ТРУДОЛЮБИЕ

– Мы же все тогда росли и вышли, образно говоря, из дворов. Жили в Металлургическом районе. Бегали, прыгали, лазили по деревьям, играли в футбол, в другие игры, и секция борьбы была продолжением наших забав, но только на серьезном уровне, - отмечает Сергей Васильевич. – Когда пришел в секцию, чувствовал, что немного отстаю физически от сверстников. Стал  больше внимания «физике» – турник, брусья, общефизическая подготовка, позже – немного «железа», и, безусловно, борцовские приемы и упражнения… Своим «коньком» считал именно выносливость. Тогда боролись три периода по три минуты. Нередко соперник просто выдыхался в заключительном отрезке и судья просто останавливал поединок, отдавая мне победу… Сейчас, конечно, во дворах мало, кто «шустрит». Но есть ребята довольно крепкие. Но я всегда говорю воспитанникам: главное трудолюбие. Бывали случаи, когда такие крепкие ребята, не «проливая пот на тренировках» в итоге проигрывали. Хорошо, если человек сделает выводы, а то, бывает, и вовсе уходит из секции. Поэтому я с самого начала делаю установки именно на трудолюбие.

Сам Сергей Васильевич первый раз выполнил норматив Мастера спорта СССР в 1980 году. Рассказывает, что после окончания Челябинского института физической культуры должен был пойти в армию. Отправку в «учебку» задерживали, и он в конце октября успешно выступил на Всесоюзном мастерском турнире памяти летчика-космонавта Владимира Михайловича Комарова, заняв первое место. Соревнования в 70-80-е годы были очень популярными и проходили во дворце спорта «Юность» Зал всегда был полным. Года через три, уже отслужив в армии, подтвердил звание МС, завоевав «золото» на финале ЦС «Труд» во Владивостоке. Боролся лет до 30, а после уже более серьезно занялся тренерской работой.

СТАНУ ТРЕНЕРОМ

– Я уже с третьего курса института постепенно походил к тренерской работе. Когда выступал, уже решил для себя, что буду тренером. Пример для меня – мой наставник Василий Иванович Гончаров. Он был для меня, как второй отец, был ярким примером. Поэтому я пошел по стопам тренера. Отрадно, что и некоторые мои воспитанники тоже связали свою жизнь со спортом. Например, Глеб Нестеров после спортивной школы также закончил наш УралГУФК и сейчас также работает тренером-преподавателем у нас в областной ДЮСШ. Глеб всегда был настойчивый, по-спортивному  любопытный до всех тонкостей, была и остается в нем хорошая жилка. У юных воспитанников Глеба Алексеевича сегодня уже есть свои достижения – награды с различных турниров.

 

Почти сразу после армии, имея небольшой опыт тренерской работы в ЧМС, Сергей Васильевич пришел работать в ОДЮСШ. Здесь же одно время работал и его наставник Василий Иванович Гончаров. Преемственность поколений – так это можно охарактеризовать.

«ВЫ СДЕЛАЕТЕ ЧЕМПИОНА?»

– У борцов крепкая дружба. Мы встречаемся, поддерживаем друг друга. Взаимоуважение – это одна из главных черт нашего вида спорта, – говорит Сергей Васильевич. – Ветераны не забывают друг друга. У воспитанников уже после окончания спортивной карьеры остаются такие же добрые отношения. Мне нередко звонят, поздравляют с праздниками, с днем рождения. Тренеру, согласитесь, это очень приятно… Некоторые родители, когда приводят ребенка в секцию, бывает, спрашивают – а вы сделаете из моего мальчишки чемпиона? Интересный вопрос, на который я обычно отвечаю примерно так: воспитаю физически развитого, крепкого человека, характер, личностные человеческие качества, добропорядочность. С этого начинается воспитание личности. Это одна из главных задач тренера. А результаты придут через трудолюбие, плюс немного таланта и упорства.

ТРЕНЕР, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ – ПЕДАГОГ, ВОСПИТАТЕЛЬ

Свой тренерский подход Сергей Васильевич не считает каким-то сложным: в любом ребенке главное видеть человека, ценить его человеческое достоинство.

– Спокойно, доходчиво, сдержанно можно все объяснить, показать. Главное, научить детей слушать и слышать наставника. Если нужно, выслушать, поговорить с ребенком. Понять его, поддержать, направить. Сам тренировочный процесс поначалу тоже можно строить исходя их особенностей того или иного ребенка. Кто-то любить поиграть, кто-то побороться, кто-то даже «подурачится». Здесь можно и нужно направить энергию в нужное русло, увлечь, заинтересовать. Тренер – это в первую очередь педагог, воспитатель.

Более серьезное изучение приемов борьбы – это очередной этап подготовки. Здесь правильно замечено: «повторение - мать учения». Вот, к примеру, изучаем один из базовый приемов греко-римской борьбы – перевод рывком за руку соперника. Это упражнение, как и другие доводим до автоматизма. И тут еще что важно: скажем, трехкратный Олимпийский чемпион Александр Карелин множество своих схваток, разумеется, через связки с другими движениями, выигрывал именно таким приемом. И в любом поединке, качественно исполненный прием дает, к примеру, 1-2 балла, и этого вполне может хватить для общей победы.

Алексей Микушин

Использованы материалы сайта Федерации спортивной борьбы Челябинской области

28 октября 2022