Размер шрифта:AAA
Цвет сайта:AAA
Не показывать изображения:

Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Областная детско-юношеская спортивная школа»

Участник конкурса 2023 года Вячеслав Симонов

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности САМБО

Мои размышления  как тренера-преподавателя

Деятельность тренера - преподавателя нельзя целиком расценивать как профессию - это призвание. Я считаю что «тренер – преподаватель» - это, возможно и профессия, заниматься которой можно и ради финансовой составляющей, и ради самореализации или иных целей. В значении же слова «тренер» для меня заложено нечто большее, намного большее, чем «преподаватель» или «наставник». В тот момент, когда это осознают мои воспитанники, и начинается моя любимая работа - работа тренера.

Но не всегда легко и быстро можно найти общий язык с ребенком, настолько общий, что он в свой психологически хрупкий и переменчивый возраст увидел в тебе того человека, которому он искренне поверил, доверил своё будущее, своё здоровье, отчасти даже позволил тебе строить его жизнь. Ведь если он в тебе ошибётся, и ты окажешься  некомпетентен в звании «тренер», то ребенок может пострадать от этого, как физически, что не самое страшное, если конечно травма не серьёзная, а более значимо: могут пострадать личностные качества человека. Ведь тренер играет огромную роль в воспитании личности ребенка, и то, какие качества и какими методами он их будет закладывать, наложит отпечаток на всю жизнь воспитанника. Те возрастные кризисы, вроде кризиса 7 лет или переходного возраста, необходимо учитывать и знать, как помочь ребенку их пережить наиболее мягко. Многие недооценивают социальную ответственность, возложенную на тренера, а важность этого момента в тренерской деятельности допускать нельзя. Воспитанники, и в особенности их родители, должны осознавать это и совместно «работать» над созданием действительно достойного члена общества. Не все дети, с которыми мне приходится работать действительно готовы к этому, нуждаются в этом, даже не всем нравятся занятия спортом. С такими детьми всё намного проще, достаточно проявить лишь свои навыки, умения и знания. Провести занятие с 15-ю десятилетними детьми – я не считаю это чем-то сложным. Я, безусловно, могу  организовать их тренировку, им будет весело, всё понятно, просто и доступно, могу наладить их дисциплину, поведение во время занятия и так далее. Я разовью их физические качества до определённого уровня, кое - какие моральные качества, вроде силы воли и умения бороться со страхами. Но стать для них «тренером» не получится. Конечно, мне часто удаётся «зажечь» ребенка, сделать из заядлого хулигана человека, который может ставить перед собой цель и добиваться её, но это возможно только тогда, когда его родители в этом заинтересованы, а, к сожалению, это не всегда так. Другое дело,  когда 15 ребятишек стоят и смотрят на тебя с горящими глазами, с открытыми ртами, пытаются тебе подражать и расценивают твоё слово как закон, стремятся к тебе, хотят поговорить, обсудить проблемы, помечтать о будущем и не могут представить свою жизнь без спорта – тогда ты «тренер»! И, скорее всего, далеко не все эти ребятишки станут профессиональными спортсменами и  будут выступать на международной арене - это дано единицам. Но все они будут достойными людьми, социально активными, порядочными, морально устойчивыми к жизненным ситуациям, физически совершенными, способными к обучению, целеустремленными – они всегда будут выделяться в обществе.

Моя деятельность меняет и меня. Я наблюдаю за тем, как я расту духовно, отпечаток на это накладывает моя ответственность, дисциплина и самоорганизация, которые в своё время заложил в меня мой «тренер». Я осознаю свою социальную значимость и мне не всегда легко даётся «держать марку»:  не будь я тренером, возможно я бы и позволял порабощать себя лени, страхам, сомнениям, но понимаю, что не могу подвести тех, кто в меня верит, беру себя в руки и говорю «Семён, показывай правильный пример»!

Если абстрагироваться от жизни «вне ковра» и переместиться непосредственно в «рабочие» отношения тренера и воспитанника, наиболее ярко я выделяю одну из самых сложных функций деятельности тренер - секундирование спортсмена во время поединка, соревнований. Специально организованное управление состоянием и поведением спортсмена непосредственно перед поединком - это очень тонкая работа, и умение её выполнять дано не каждому. Тренер должен настолько глубоко знать психо- эмоциональные состояния своего подопечного, чтобы было возможным «залезть к нему в голову» и развить в ней набор необходимых для победы психологических качеств. Доверие к тренеру должно быть запредельным. Какие - то детские страхи, о которых не знает тренер, переживания о судьбе мира, разорванных с девушкой отношений, невкусном ужине или плохом сне, - всё это может наложить негативный отпечаток на результат соревнований. Здесь тренер - это второй отец, а в некоторых семьях, где отец не заинтересован воспитанием ребенка, - и первый. Умение грамотно выявить проблему ребенка, найти пути её решения и, в конечном итоге, разрешить её – не знаю, в какой деятельности можно найти занятие поинтересней?!

Хорошая физическая форма - неотъемлемый атрибут тренера, то, как тренер выглядит, показывает технические действия, его способность выполнять все упражнения, которые он преподает детям,  и есть слагаемые его авторитета среди воспитанников. Ведь не надо забывать и про физическое развитие человека. Неправильно разученный приём или выполненное упражнение может не только травмировать ребенка, но и наложить отпечаток на дальнейшее формирование организма – углубленные знания в области физиологии, анатомии, биохимии вызывают доверие у воспитанников, а главное - их родителей.  

Я подвожу черту:  кто хочет называть себя тренером, должен закладывать в свою деятельность нечто большее, чем преподавательский навык!

Видео с учебно-тренировочных сборов

 

Результаты качества реалиации программы:

Информация о качестве реализации Программы

Борцы ОДЮСШ завоевали пять медалей на Первом фестивале самбо и дзюдо в Челябинске

Юные самбисты Увельского филиала ОДЮСШ завоевали семь золотых медалей на межрегиональном турнире в Троицке

Вячеслав Симонов: «На первом этапе подготовки многое зависит от интереса, от мотивации родителей юного спортсмена»

Юные самбисты челябинской ОДЮСШ завоевали два «золота» и «бронзу» на межрегиональном турнире в Кургане

Школьники Челябинской области завоевали три золотых медали на Всероссийской Гимназиаде по самбо

Самбисты ОДЮСШ из поселка Увельский завоевали награды Всероссийского турнира в Керчи

Самбисты челябинской областной спортшколы завоевали награды на турнире в Увелке и выступят на предстоящих стартах в Троицке

Воспитанницы филиала челябинской ОДЮСШ завоевали восемь медалей на турнире «Уральские Амазонки»